Объединение
профессионалов по управлению и развитию
человеческого капитала России


twit f 

Двое на одного: как в России практикуется job sharing?

20.01.16

Ни один год эксперты пытаются внести законопроект об увеличении или, наоборот, сокращении рабочего дня. Одно из последних предложений — ввести 6-часовой рабочий день вместо 8-часового на основании успешного опыта в небольшом датском городе, где такая инициатива только увеличила эффективность работников. За границей существует и другая практика — «job sharing», когда задачи, рабочие часы и мотивационный пакет одного сотрудникам распределяются на двоих по взаимной договоренности.

Job sharing пользуется спросом у людей, которые хотят развиваться в своей профессии, но по определенным причинам не могут делать это «full time» — в силу личностных особенностей или обстоятельств. Помимо этого, такую практику работодатели нередко используют с целью увеличения занятости населения в периоды экономической нестабильности, когда спрос на сотрудников существенно ниже предложений. На рынке других стран даже присутствуют компании, которые специализируются на поиске и подборе партнеров для совместной работы. «Бигл» провел опрос работников и работодателей, чтобы определить популярность такого решения в России и отношение к нему обеих аудиторий. В исследовании приняли участие около 1520 сотрудников компаний из различных отраслей (из них 58% женщин и 42% мужчин; 47% респондентов младше 31 года) и 390 компаний-работодателей. География исследования: территория РФ.

53% респондентов-работников ответили, что хотели бы работать в формате «job sharing», но в реальности лишь 10% опрошенных работодателей используют job sharing в своих компаниях, половина из которых делает это по потребности сотрудников, другая половина — с целью оптимизации затрат на персонал. При этом большинство работодателей сошлись во мнении, что это был бы весьма эффективный инструмент для их компаний и находят в нем множество преимуществ. 18% видят плюс в том, что они могут совмещать на одной позиции людей со схожим функционалом, но немного отличающимися компетенциями и экспертизой. 17% уверены что, в текущей экономической ситуации это хорошая альтернатива увольнению. 15% респондентов-работодателей поддерживают коллег и считают, что опция полезная, но не для руководящих позиций. Сами же руководители- работники из всех уровней позиций менее всего заинтересованы в job sharing (45%), а наиболее заинтересованы работники начального уровня, которых 63%. 

По сравнению с работниками более низкого уровня позиции, руководители больше сконцентрированы на одном деле и не хотят распылять свое внимание. В целом среди работников, не готовых к job sharing, таких 20%. Большинство же — 68% — смущают неизбежные финансовые потери. 39% считают, что при job sharing не достигнуть карьерных высот, а 9% не нуждается в большем количества свободного времени. Большинство же в нем все же заинтересовано, и, например, работники начального уровня хотели бы его занять в первую очередь личным и профессиональным развитием (42%). Хобби для них также более высокий мотиватор, чем для представителей более высокого уровня позиции, 19%. При всей важности перечисленных мотиваций респондентов, готовых к формату job sharing с целью освободить больше времени для общения с семьей, наибольшее количество оказалось среди менеджеров среднего звена, 23%, и женщин при этом ожидаемо больше — 25% против 15%. Однако женщины меньше готовы к совмещению с другой работой, чем мужчины, а количество респондентов среди обеих полов, пожелавших потратить это время на свое развитие и хобби, приблизительно одинаковое. В целом, анализируя общие ответы аудитории работников, мы видим, что 53% респондентов отдали бы это время в пользу личного и профессионального развития (диссертация, дополнительное образование, курсы и пр.), 47% — чтобы совмещать с другой работой, 37% — чтобы проводить больше времени с семьей, чтобы иметь больше времени для хобби — 21%.

Поскольку практику job sharing в других странах нередко используют как альтернативу увольнению, и российские работодатели согласны с таким решением, «Бигл» узнал мнение самих работников. Если бы перед респондентами стояла угроза увольнения, их предполагаемые действия разделились бы следующим образом: 60% выбрали бы job sharing как временный этап с дальнейшим поиском новой работы, 21% — job sharing, и лишь 17% — новую работу. Анализ результатов опроса показал интересную закономерность — с увеличением возраста работников-респондентов увеличивалась их готовность к выбору job sharing в такой ситуации. И обратная закономерность — чем моложе работник, тем больше ответов было в пользу job sharing как временного этапа с дальнейшим поиском новой работы.

Стоит отметить, что почти половина работодателей — 42% — считает, что использование job sharing неэффективно, и в первую очередь по причине того, что это усложняет коммуникации и размывает зоны ответственности. Работники в целом поддерживают такое сомнение: в рамках исследования они выделили ряд наиболее важных моментов при такой форме занятости, и именно согласованность действий и эффективные коммуникации большинство —71% — считают наиболее важным. Другой немаловажный момент для работников это компетенции партнера, которые отметили 22% — они должны быть не слабее, чем у них самих. 5% отметили важность соблюдения административных моментов, например, порядок на рабочем месте. Причем из всех возрастных категорий опрошенных именно люди 46-56 лет больше других отмечают значимость компетенций, в то время как категория 31-35 лет больше других отметила важность эффективного взаимодействия.

«Мы проанализировали мнения обеих аудиторий, и одним из наиболее „рабочих“ инструментов можно назвать слаженное взаимодействие двух приблизительно равных по уровню профессионального развития коллег. Например, это может быть совмещение на одной позиции сотрудников одной сферы деятельности, но с разной специализацией, или два сотрудника с одним функционалом, но четко разграниченными зонами ответственности», — комментирует Наталья Фридрикова, генеральный директор «Бигл».

По материалам: group.ru

	 

		

RTCHK_Banner_344x120_gif_podbor.gif

344х120.png

RTCHK_Banner_344x120_gif_ocenka.gif

RTCHK_Banner_344x120_gif_vk.gif

RTCHK_Banner_344x120_gif_obuch.gif

RTCHK_Banner_344x120_gif_motiv.gif