Объединение
профессионалов по управлению и развитию
человеческого капитала России


twit f 

Цветной арт-ассесмент

31.03.2015

Марк Розин

Как человеку правильно раз в несколько лет проходить диспансеризацию, точно так же и организации полезно знать свой тип (свою «группу крови»), чтобы на ранней стадии выявлять болезни. Существуют ли способы быстрой диагностики?

Исключительно интересный метод, о котором я хочу рассказать, – это организационный арт-ассесмент. Сотрудников компании (со всех уровней иерархии) просят нарисовать цветными карандашами образ своей компании, после чего рассказать историю про компанию, используя метафору, которая получилась на рисунке. Обработка рисунков выполняется с помощью классификатора образов, а на выходе получается профиль организации и индекс организационных болезней. 

Приведу несколько примеров использования классификатора образов. Отсутствие выраженной передней и задней части в образе компании (колобок, дерево, часы) свидетельствует об отсутствии стратегического целеполагания, в то время как машины, звери, люди, имеющие «лицо», говорят о том, что целеполагание либо стратегическое, либо утопическое (чтобы их различить, нужны дополнительные признаки). При этом если фигура с лицом обращена влево (или, еще хуже, вниз) – туда, где психологически расположено прошлое, – скорее всего, в организации нет действенных проектов развития. Об эффективном стратегическом целеполагании и качественных проектах развития свидетельствуют динамичные фигуры, которые явственно движутся вправо или вверх. Фигуры с жесткими углами чаще встречаются при регламентированных бизнес-процессах, а плавные, скругленные – при персонализированных.

Соотнесение образного элемента с тем или иным разделом классификатора проводится не механически, а с учетом устного рассказа сотрудника. Из последних случаев мне запомнился рисунок корабля, который сначала был отнесен к образу движения, однако комментарии сотрудника заставили поменять интерпретацию: сотрудник рассказал, что это заблудившийся корабль, который давно стоит на одном месте, оброс ракушками и превратился в остров. С учетом этого пояснения рисунок был причислен к классу неподвижных объектов. В целом данная метафора исключительно точно соответствовала состоянию организации. Я не буду приводить дальнейшие примеры, чтобы не снизить эффективность метода: участники организационного арт-ассесмента не должны знать секретов интерпретации. 

Скажу лишь, что интерпретируются десятки параметров: цвета рисунка, расположение на листе, целостность образа, сходства и различия метафор различных сотрудников и т. п. Каждый отдельный рисунок ни о чем не говорит и может быть случайной ассоциацией данного конкретного сотрудника, однако выраженный тренд в образах многих сотрудников точно указывает и на тип организации, и на ее проблемы. Несмотря на кажущийся импрессионистский характер этой методики, предусмотренный в ней статистический анализ дает более надежный результат, чем данные опросника.

Зачем проводить организационную диагностику? Это возможность дешево и сердито определить организационный тип компании по пяти основным элементам общего управления, а также выявить наличие (или риск) болезни. Понимание организационного типа помогает осознать, какие управленческие инструменты нужны организации, а какие являются бесполезными или даже вредными, в то время как ранняя (или хотя бы поздняя, если уж так вышло) диагностика болезни позволяет разработать программу лечения.

По материалам: ecopsy.ru

	 

		

RTCHK_Banner_344x120_gif_podbor.gif

344х120.png

RTCHK_Banner_344x120_gif_ocenka.gif

RTCHK_Banner_344x120_gif_vk.gif

RTCHK_Banner_344x120_gif_obuch.gif

RTCHK_Banner_344x120_gif_motiv.gif