Объединение
профессионалов по управлению и развитию
человеческого капитала России


twit f 

Как наемные работники борются с работодателями

07.04.2017

Итальянский авиаперевозчик Alitalia в среду, 5 апреля, сообщил об отмене 60 процентов рейсов. Причина — забастовка сотрудников, не согласных с планом спасения компании от банкротства, предложенным руководством. Прекращение работы в знак протеста, подкрепленное требованиями экономического и социального характера, — один из способов выяснения отношений между наемными работниками и работодателями. «Лента.ру» изучила историю и современность этого вопроса на конкретных примерах.

Из строителей — в грабители
Самая первая забастовка наемных работников, описанная в исторических хрониках, произошла в 1152 году до н.э. в Египте. В акции протеста участвовали строители и ремесленники, возводившие некрополь фараона Рамзеса III. Сохранился папирус, в котором подробно рассказывается о ходе событий. Забастовщики сначала подавали жалобы на скудный рацион. Затем напали на привратников, полицейских и казначеев. Представители власти спаслись бегством. Бунтовщикам же выдали продукты.
Летописец утверждает, что и после этого беспорядки на «статусной» стройке вспыхивали несколько раз. Кто победил — неизвестно. Однако вскоре начались кражи в усыпальницах фараонов. При этом воры якобы умело разбирались в секретных ходах и комнатах пирамид. Это можно объяснить тем, что их вели бывшие строители, которые участвовали в возведении гробниц, но не получили за это должной оплаты.

Мусорный уровень
В 1928 году в Бомбее случилась неприятность — забастовку объявили мусорщики, которые относились к касте неприкасаемых. Они требовали повышения зарплаты. Акция протеста оказалась продолжительной и привела к крайне нежелательным последствиям. В городе, утонувшем в отходах, начались эпидемии. Не факт, что медицина была бы в состоянии остановить эту напасть, если бы власти не согласились увеличить зарплату мусорщикам вдвое, после чего те вышли на работу.
Успех бомбейских дворников, наверное, и сегодня вдохновляет их коллег по всему миру. Зимой 2008 года аналогичная история произошла в Неаполе. За две недели забастовки местных коммунальщиков город превратился в гигантскую свалку — на улицах скопились около 100 тысяч тонн отходов. Президент Италии Джорджо Наполитано назвал ситуацию катастрофой. На очистку Неаполя бросили армейские части.
А летом 2014 года «катастрофа» едва не стала угрозой уже для всей страны — 15 июня работники коммунальных служб Италии, занимающиеся сбором мусора, провели общенациональную суточную забастовку. Они требовали пересмотреть условия коллективного контракта, регулирующего условия труда в секторе.

Знамена автопрома
Крупнейшая забастовка в американском автопроме началась 28 декабря 1936 года. В городе Флинт, штат Мичиган, на заводах General Motors трудилось свыше 50 тысяч рабочих. Они захватили свои предприятия, в результате остановилось производство в масштабах всей корпорации. Стачка продолжалась 44 дня.
Митинг рабочих "Форд Мотор компани" и коммунистов у здания администрации завода в знак протеста против увольнений сотрудников.Губернатор штата готов был использовать национальную гвардию, чтобы очистить предприятия. Кровопролития удалось избежать благодаря вмешательству президента США Франклина Рузвельта. По его настоянию руководство General Motors встретилось с представителями профсоюза. По итогам переговоров был подписан коллективный договор, а судебное преследование в отношении забастовщиков прекращено.
Российский автопром также периодически погружается в корпоративные стачки. Автозавод Ford Sollers во Всеволожске начал работать в 2002-м. Только в период с 2005 по 2007 год на предприятии было зафиксировано пять забастовок. Рабочие устраивали, в том числе, и недельные итальянские забастовки. Их особенность в пунктуальном исполнении сотрудниками должностных инструкций, в которых есть немало и бессмысленных параграфов.
Формально руководству Ford Sollers придраться было не к чему, несмотря на очевидное снижение объемов выпуска продукции. Чтобы выполнить обязательства перед российскими автодилерами, в некоторых случаях компания была вынуждена организовывать доставку машин со своего испанского завода.
«АвтоВАЗ» тоже не остался территорией, свободной от итальянских забастовок. В марте 2011 года несколько сотен рабочих автопроизводства, недовольных невыплатой премий, лишь имитировали ударный труд. В феврале 2015 года история повторилась в цехе, выпускающем задние балки для Lada Largus, Nissan Almera, Renaul Logan и Sandero. Рабочие были недовольны тем, что на производственной линии отсутствуют нормы выработки по объему продукции. Они были уверены, что перерабатывают, не получая достойной зарплаты.

А судьи кто?
Низкой зарплатой, плохими условиями труда, переработками, как показывает опыт, бывают недовольны не только представители рабочего класса или офисный планктон, но и служители Фемиды, правоохранители. В феврале 2009 года в Испании забастовали судьи, требовавшие увеличения оплаты труда.
Проблема заключалась в том, что уволить их было невозможно, поскольку по испанскому законодательству никто не имеет права на такое решение. Попытка министра юстиции признать забастовку незаконной и привлечь к ответу ее участников провалилась. Ведь принять такое решение могли только судьи, которые по случаю забастовки не работали. В итоге зарплату им подняли. После чего они надели свои мантии.
В акциях протеста нередко участвуют сотрудники правоохранительных органов. Так, в 2008 году группа немецких полицейских, недовольных условиями несения службы и низкой зарплатой, в полной экипировке залезла в озеро Плетцензее. От водного перформанса пострадали разве что форменная одежда и обувь стражей порядка.

Совсем иную цену пришлось заплатить жителям бразильского города Витория. В феврале 2017 года местные полицейские объявили забастовку, требуя погасить долги по зарплате и улучшить условия труда. Улицы погрузились в хаос — за один день было совершено более полусотни убийств.

1 марта 2017 года Высокий суд Лондона запретил проведение забастовки работников пенитенциарной системы Великобритании. Вердикт вынесен накануне официального начала протеста. Британские тюремщики намеревались потребовать увеличения оплаты труда и численности персонала в ответ на растущее насилие в тюрьмах. К слову, в 2016 году им удалось провести забастовку после бунта заключенных в тюрьме города Бедфорд.

С небес на землю
Большой общественный резонанс всегда имеют забастовки сотрудников авиакомпаний. В частности, в конце зимы — начале весны 2013 года за 10 дней забастовки сотрудников испанской Iberia было отменено около 2,5 тысячи рейсов, убытки компании составили более 30 миллионов евро.
В апреле 2014 года забастовку провели пилоты Lufthansa, Lufthansa Cargo и Germanwings. Были отменены 3,8 тысячи рейсов, что затронуло интересы 425 тысяч пассажиров. Поводом для стачки стала отмена пенсий, которые выплачивались пилотам при переводе на другую работу. Финансовый ущерб авиакомпании составил 50-80 миллионов евро. Требования протестующих не были удовлетворены.

В сентябре 2014 года две недели бастовали летчики авиакомпании Air France. Эта забастовка стала крупнейшей для компании с 1998 года. В ней принимали участие 60 процентов пилотов. Air France была вынуждена отменять ежедневно более половины рейсов, а в некоторые дни — три четверти. Убытки составили примерно 20 миллионов евро.

По материалам: lenta.ru

	 

		

344х120.gif

344х120.gif

People investor 1.jpg

2211-344x120.gif

РЧК 344 х120.gif

344x120intranet factory.gif

344х120.gif

344x120intranet office.gif

stone_344_120.jpg

banner_344-120.jpg

344x120-OP.gif

344х120.gif

344x120hrm.gif

Баннер.gif

Баннер.gif