Объединение
профессионалов по управлению и развитию
человеческого капитала России


twit f 

Цифровая аддикция человечества

23.08.2017

Мы находимся в самом начале пути к цифровому будущему человечества, но контуры его проступают все более отчетливо. Мгновенная передача больших объемов информации, видеосвязь, автоматизация процессов на производстве, электронные торги и документооборот, дистанционное обучение, телемедицина... Как это изменило нас, как это меняет нас прямо сейчас? И что мы можем с этим сделать?

Увы, пока мы констатируем негативные сдвиги в в стиле жизни и социальной психологии современного человека:
• В когнитивной сфере стала гораздо выше ценится скорость восприятия и переработки информации, зачастую в ущерб глубине;
• Снижается потребность в тренировке оперативной памяти, которую можно передоверить устройству;
• Мобильные средства связи уже принимают черты «психического органа», вынесенного вовне: оказавшись без гаджета или мобильного телефона, человек чувствует себя беспомощным, лишенным памяти и коммуникативной функции в целом;
• Новое поколение утрачивает интерес к фундаментальному знанию основ, удовлетворяясь поверхностным знанием проблем, игнорируя проверку опытом и критичность мышления; формируется особый тип наглядно-образного «клипового» мышления, где яркость и доступность содержания ценится выше глубины;
• Человек современности за день может получить столько информации, сколько человек Средневековья осваивал за всю свою жизнь;
• Снижается роль «критических фильтров» академической науки при публикации материалов, доступными становятся спорные и плохо проверяемые факты, вызывая своеобразные эпидемии псевдонаучных артефактов (тоталитарные религии, заговоры инопланетян-рептилоидов, парапсихология, «британские ученые доказали» и т.п.);
• Межличностные контакты приобретают виртуальный характер, что, с одной стороны, облегчает коммуникацию неуверенным в себе и «зажатым» людям, а с другой –  порождает иллюзию доступности и легкости отношения, когда человека можно вычеркнуть из жизни, «удалив из друзей»;  
• Аутизм перестает быть патологией, при малейшей утрате интереса к собеседнику устройство используется для переключения внимания, гаджет превращается в филиал подсознания, индивидуальный внешний носитель коллективного бессознательного человечества;
• Высокие стандарты личных достижений и качества жизни (дома и интерьеры с рекламной картинки; отполированная через Photoshop внешность; культ успешных людей) влияют на население, порождая зависть в условиях четко выраженного имущественного расслоения; из-за чего растет количество патологий.

Сегодня вряд ли кого-то удивит человек, разговаривающий сам с собой (через гарнитуру), а встреча друзей или общение детей друг с другом проходит через цифровые устройства (онлайн-игры и переписка в социальных сетях из людей в разных комнатах одной квартиры практически норма). Вместо посиделок и вечеринок возникают онлайн-конференции, вебинары, романтические встречи все чаще заменяются виртуальным сексом.


Как на все это реагировать? Как на временную тенденцию?
интернет_человек.jpgПо мнению технического директора корпорации Google Рея Курцвейла, который недавно опубликовал прогноз будущего человечества, уже через десять лет  возникнет массовый рынок гаджетов-имплантантов, улучшающих и дополняющих функции органов восприятия (внешняя память, датчики контроля процессов тела, «суперухо» и «суперглаз» могут стать реальностью). В 2034 году мы получим способность контактировать с персонифицированным искусственным интеллектом, как в фильме «Она», а в 2045-ом наступит технологическая сингулярность, и все человечество превратиться в гигантский суперкомпьютер. К 2099-ому сингулярность распространится на всю Вселенную...
С одной стороны, это напоминает мегаломанический бред. Специалисты в области психопатологии, давно отметили что идеи психотиков, фантастов и футурологов немного опережают консервативную реальность и воплощаются в жизнь с лагом в пару-тройку столетий (как, например, разговор и прямая трансляция футбольного матча по блюдечку с голубой каемочкой и с яблочком (apple) посередине).
С другой стороны, темп развития цифровых технологий и отдельные фрагменты опережающих свое время разработок (в особенности, из оборонной промышленности) повышают реалистичность прогноза. Так что приходится признать, что мы имеем дело не просто с тенденцией, а с мощной эволюционной волной.
Поэтому с некоторыми трансформациями нового поколения, столь раздражающими родителей, придется смириться. Но с какими именно? Где грань с отклонениями в личности и поведении, которые могут приводить к расстройству душевной деятельности и личностной дисгармонии?
Термин «интернет-аддикция» изобрела психолог Кимберли Янг. В 1994 году она разослала по сети анкеты и соотнесла ответы с общепринятыми критериями зависимости от химических веществ. Оказалось, «заболеть» интернетом можно очень быстро – за полгода-год.
В основе интернет-зависимости – переразвитая полезная страсть, а именно потребность в новизне, которую идеально удовлетворяет сеть. Интерактивный характер интернета и гипертекстовый принцип организации информации стимулируют переживание любопытства, на фоне способности забываться и отключаться от реальности. Если реальность не проживается, а «вытерпливается», риск формирования зависимости выше.

Вот некоторые приметы и виды интернет-аддикции:
• Интенсивное включение в исследование функций компьютера, увлеченность программированием, освоением новых программ и функций – в ущерб остальной деятельности;
• Компульсивная (навязчивая) интернет-навигация по сайтам, часто бесцельная повторяющаяся деятельность, построенная на поиске новых впечатлений;
• Компульсивные интернет-покупки (потребители начинают с дорогих вещей, а заканчивают приобретением ненужного, допустим оптовых упаковок зубной пасты, общий чек покупок достигает тысячи евро);
• Увлеченность компьютерными и онлайн-играми в ущерб остальной деятельности;
• «Отношенческая» зависимость от виртуального общения в чатах и форумах (очень часто это форумы, объединяющие людей с неврозами избегания (панические атаки), либо «женские» или «мужские форумы», где в числе завсегдатаев люди, по-своему неуспешные в этих областях отношений;
• Зависимость от вирутального секса в форме навязчивой склонности просматривать порносайты и  посещать специфические форумы;
• Увлеченность социальными сетями, замещение реальной деятельности виртуальным общением;
• Специфические расстройства настроения, появляющиеся при «троллинге» в социальных сетях с навязчивой перепроверкой «лайков» и «постов» людей, находящихся в конфликтных отношениях (это относительно новое расстройство).

Под влиянием интернет-зависимости сужается круг увлечений; теряется интерес к монотонной, но необходимой деятельности; легко возникают отвлеченность внимания и нарушения концентрации. Вследствие нарастающего взаимного отчуждения искажаются или рвутся семейные отношения.
Мобильные устройства постоянно требуют внимания, бомбардируя валом отвлекающих событий (громкие выпрыгивающие уведомления, звуковые и зрительные сигналы, сбивающие последовательность мышления и втягивающие в зону навязываемого кем-либо интереса).
Это создает своеобразный невротический фон, увеличивающий раздражительность и усталость. При лишении доступа к сети и сетевым устройствам настроение падает до «тоскливо-злобного». В некоторых случаях проблема бывает настолько серьезной, что становятся частыми суицидальные высказывания и угрозы.
Разумеется, любые советы по «плавному и контролируемому вхождению в цифровой мир» помогут только в том случае, если интернет-зависимости еще нет. Вы можете ограничивать и направлять своего ребенка, но если сами попались в сеть, то в этом будет мало толку.

Вот несколько рекомендаций по самоанализу:
• Зафиксируйте время, проводимое в интернете – по работе и для развлечения. Не увеличиваете ли вы его за счет витальных потребностей (во сне, в движении, в пище)?
• Удовольствия какого рода вы находите в сети? Есть ли у них равноценные эквиваленты в жизни? (Скажем, доставляет ли вам такое же удовольствие личная встреча с другом, как общение с ним же в социальной сети?).
• Если что-либо в виртуальном мире вызывает ваш живейший интерес, стремление отдавать ему время, внимание (и деньги), то попытайтесь понять: это что-то интересно вам само по себе, в качестве замены чему-то? Возможно, вы тратите жизненные ресурсы, чтобы забыть о чем-то, сбежать от чего-то?
• Вспомните периоды вашей жизни, когда приходилось терпеть, выполнять какие-то обязанности «через не хочу» – не усиливалась ли в это время тяга к онлайну?
• Запланируйте отдых без гаджетов и без интернета. Как скоро вы смогли избавиться от естественного уже легкого беспокойства и насладиться спокойствием и комфортом – и смогли ли?
• Просмотрите ваши прошлые диалоги в соцсетях. Сколько собеседников оказалось хронофагами – людьми, которые убивают ваше время бессодержательной интернет-болтовней? Какое послевкусие остается после таких диалогов?
• Если вы оказались втянуты в интернет-баталию, остановитесь и подумайте: знаете ли вы ее реальные причины? Часто за сценой имеется заказчик, а бездумные участники поднимают шум – и волны социальных эпидемий. Осознаете ли вы это?
• Если вы работаете на компьютере, проверьте, можете ли вы без дискомфорта четко отделять рабочие и нерабочие интервалы, не допуская «перекрытия», чтобы не возникала ситуация отдыха во время работы и работы во время отдыха? В моменты «перекрытия» повышается риск навязчивого откладывания действий (прокрастинации) и навязчивой же навигации по сайтам.
Если вы диагностировали у себя проблемы и справиться силой воли с ними не можете, обращайтесь к специалисту. Если же все в порядке, значит, вы сумеете стать наставником для младших членов семьи.

Вот некоторые советы, как приобщить ребенка к цифровому миру:
• Если вы не можете уделить внимание ребенку, не стоит покидать его на милость гаджетов. Дайте ему реальные игрушки, включите аудиосказку, но не оставляйте цепенеть перед монитором;
• Мамин и папин телефоны (ноутбук, планшет и т. д.) – не игрушки. Если вы ждете в очереди, то отвлечь малыша «прыгалкой» или «танчиками» в вашем смартфоне – худшая идея. Лучше расскажите ему сказку. Вы их еще помните? Если нет, попробуйте сочинять вместе.
• Много говорят про ограничение времени, проводимого в интернете, однако даже 15 минут в день сделают свое черное дело, если останутся самым ярким пятном. Создавайте для ребенка события, дарите впечатления в реальном мире, вовлекайте в продолжительные процессы. Читайте ему по главе каждый день, посещайте новые места, проводите простые опыты, осваивайте технику или искусства – в любом случае вам нужно быть Шахеризадой, которая регулярно очаровывает новой историей, а после прекращает дозволенные речи. Это, кстати, вырабатывает у детей понимание непростой концепции «отложенного удовольствия», которое от этого становится только насыщеннее.
• Акцентируйте для ребенка то полезное, что дает сеть лично вам. Вы – взрослый человек и знаете о массе инструментов, сайтов и прочих возможностей в интернете, которые значительно облегчают жизнь. Пусть ваше чадо сразу запоминает, что проверить написание слова можно на таком-то портале, получить историческую справку – на таком-то, посчитать процент от числа, посмотреть, как танцуют вальс, перевести поздравление – там-то и там-то. Вы не поверите, как много нынешних школьников остаются цифровыми «абизьянами», при том, что погружены в сеть с младенчества! Чем более утилитарным станет применение сети, тем меньше ореол новизны и привлекательности. Ведь редко какой ребенок влюбляется в словарь, если он, конечно, не Гермиона Грейнджер
• Старайтесь не допускать ситуаций, когда реальная жизнь станет бледным подобием виртуальной. Вы разрешили поиграть в компьютерную игру? Дайте возможность в реальности попрыгать на батуте, пройти веревочную полосу препятствий, пострелять в тире и т. д. Показали на экране произведение искусства – сводите в галерею, где обратите внимание на размер картин, цвета, багет и т. д. Сеть «закармливает» информацией наши глаза и уши, но ничего не дает носу, языку, пальцам. Заостряйте внимание на тактильных ощущениях, на запахах, на нюансах вкуса. Мартин Ризе стал профессиональным сомелье воды, он различает тысячи ее вкусов – и, кстати, зарабатывает на этом. А вы отличите хотя бы три-четыре? Проведите вместе с детьми эксперимент-дегустацию!

По материалам: econet.ru

	 

		

Баннер_опрос.gif

344-120.gif

344-120.gif

исследование hr-инструменты 344х120.jpg

2017_09_27_trudovoe-_pravo_344_120_HRDEVELOPMENT.gif

344-120.jpg

344х120 3.gif

344x120_MARK_TND.jpg

344х120.jpg

344-120.jpg

344x120_LOGAN_TND.jpg

344-120.gif

People investor 1.jpg

344-120.gif

stone_344_120.jpg

344х120.gif