Объединение
профессионалов по управлению и развитию
человеческого капитала России


twit f 

Россия будет сильной, но больной

06.10.2017

В ближайшие годы расходы федерального бюджета сократятся, при этом их структура будет заморожена – основные траты пойдут на управление, силовой блок и социальную политику, а образование и здравоохранение останутся недофинансироваными. Такая бюджетная политика не способствует снятию барьеров для роста экономики, отдаляет Россию от развитых стран и приближает к «третьему миру» . Об этом предупреждают эксперты Центра развития НИУ ВШЭ.

Из содержания проекта бюджета и основных направлений бюджетной политики следует, что основным вектором бюджетной политики в 2018–2020 гг. будет завершение процесса бюджетной консолидации, которое приведет к сокращению объема расходов федерального бюджета с 16,9 трлн руб. в 2017 году до 16,5 трлн руб. в 2018 г. и 16,4 трлн руб. в 2019 г.


Согласно расчетам Минфина, возможности для увеличения расходов федерального бюджета в номинальном выражении появятся не раньше 2020 года. Об этом говорится в последнем бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе», который готовит институт «Центр развития» НИУ ВШЭ. Планы на период после 2018 года еще могут поменяться, а вот следующий год в основных параметрах уже вряд ли изменится. Сокращение расходов в 2017 году в основном связанно со снижением цен на нефть. Если в основе бюджета текущего года средняя цена нефти — $49,9 за баррель, то, согласно прогнозу, заложенному в проект бюджета-2018, стоимость барреля под давлением роста добычи нефти снизится в среднем до $43,8 за баррель.

За счет чего Минфин планирует покрыть разницу в доходах? Под нож обычно идут социальные статьи. Формально, урезания расходов на самую чувствительную для граждан часть — здравоохранение – вроде бы, не планируется. Как следует из проекта бюджета, запланирован даже символический рост расходов по статье здравоохранение – с 452,5 млрд руб в 2017 году до 453,7 млрд рублей в 2018-м. Однако, по расчетам экспертов Центра развития НИУ ВШЭ, расходы на здравоохранение с учетом инфляции не только не вырастут, но даже сократятся – на 4%.

Не намного лучше выглядит и ситуация с расходами на образование. На 2018-й год в текущих ценах планируется их рост с 630 млрд до 648 млрд руб, то есть на 2,9%. Но с учетом инфляции эти расходы сократятся на 1%, подсчитал эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский. «Если же сравнивать эти 648 млрд рублей, запланированных на 2018 год, с 2012-м, самым благополучным посткризисным годом, то расходы на образование упадут на треть», — говорит Чернявский. Не стоит забывать, что расходы на образование и здравоохранение – это производительные расходы. Они напрямую влияют на человеческий капитал, иными словами, эти расходы в среднесрочной перспективе способны конвертироваться в экономический рост, добавляет Чернявский.

По мнению экспертов, изменения в структуре расходов бюджетной системы в России шли в направлении, противоположном ее движению в странах-членах ОЭСР.

В период с 2007 по 2015 годы средняя доля расходов на здравоохранение в бюджетах стран ОЭСР увеличилась с 17% до 18,7%, а в России за тот же период она сократилась с 12,1% до 10,8%.

По материалам: gazeta.ru

	 

		

344х120.gif

ИРК 2017 344х120.jpg

Баннер.gif

HR совет_344х120.gif

344x120.gif

Баннер.gif

Баннер.gif

Баннер.gif