Объединение
профессионалов по управлению и развитию
человеческого капитала России


twit f 

Ассистент или ассистентка?

04.02.2019

Самые популярные виртуальные голосовые помощницы Alexa, Siri, «Алиса» и Google Assistant по умолчанию говорят женским голосом. Речевой информатор «РИ-65Б», который сообщает пилотам о сложных или критических ситуациях, тоже говорит женским голосом — это объясняется тем, что он лучше привлекает внимание. Но в случае с голосовыми помощниками речь идет о бытовых вопросах, когда опасность пользователю не грозит. The Village решил узнать, почему они все равно говорят женским голосом.

Почему должность ассистента считается женской
МАРГАРИТА КРЮЧКОВА, старший консультант по подбору административного персонала Kelly Services CIS
Чаще всего на позициях персональных ассистентов мы видим женщин, но связано это со сложившейся исторически ситуацией на рынке, а не с дискриминацией со стороны работодателей. Мужчины на таких позициях иногда встречаются в технических областях: в строительстве или производстве. Это обусловлено специфическими условиями труда: ассистент директора завода может ходить в производственные цеха вместе с руководителем, а помощник директора по строительству нередко сопровождает его на объектах — в обоих случаях подразумеваются каски, защитная обувь и очки. Девушки в большинстве своем все-таки предпочитают работу в офисе.

545.jpgНекоторые мужчины не воспринимают всерьез предложения о работе персональным ассистентом, а некоторые работодатели рассказывают о потенциальных кандидатах в женском роде, но не потому, что ограничиваются в поиске именно девушками, просто говорят так по привычке.
Иногда я спрашиваю:
— А молодых людей вы будете готовы рассмотреть на эту ставку?
— Ой... Как-то даже не подумал. А такие разве есть?
С цифровыми ассистентами, думаю, ситуация та же: женский голос, как и внешность, «продается» проще и воспринимается лояльнее.

АЛЕКСАНДРА АРХИПОВА, антрополог, РАНХиГС
Почему, например, у Siri женский голос? Потому что роль секретаря по умолчанию многими воспринимается как женская роль. На одной из первых презентаций разработчики, демонстрирующие возможности голосового приложения, давали Siri такие же команды, как и секретарше: заказать билеты и цветы, назначить встречу у дантиста.
Ассоциация между функцией «помочь» и женщиной сильнее, чем нам кажется, и работает в обе стороны: до того, как Siri обрела голос, это приложение тестировалось в виде текстовой переписки, и даже тогда испытуемые (люди) считали, что им помогает в чате «она» — женщина.
Однако эта ассоциация вызвала страшный гнев феминистически настроенных пользователей: «Наделив женским голосом голосового помощника, мы еще больше усилили гендерное неравноправие». Их противники в свою очередь крайне успешно отбиваются и говорят, что женский голос Siri — результат многолетних исследований, из которых следует, что люди обоих полов гораздо охотнее воспринимают советы, предлагаемые женским голосом, нежели мужским. Для феминистов такой аргумент как красная тряпка для быка: получается, что мы не просто понимаем про гендерное неравноправие, но еще и усиливаем его за счет новых технологий. В споре кошелька и политкорректности пока побеждает кошелек.

АЛЕКСАНДР ПИПЕРСКИ, лингвист, научный сотрудник Лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик ВШЭ
Думаю, дело не в стереотипных представлениях о профессиях (мало у кого из нас есть личный секретарь), а в привычных гендерных ролях: женщины кажутся нам более внимательными, отзывчивыми и компетентными, а это то, что требуется от голосового помощника. Пользователи подсознательно больше доверяют женским голосам, а создатели голосовых помощников это учитывают.
Женская отзывчивость проявляется, например, в социологии: есть данные, что мужчины реже проходят онлайн-опросы, чем женщины. Неудивительно, что пользователи подсознательно больше доверяют женским голосам, а создатели голосовых помощников это учитывают. Есть исследования, которые показывают, что пользователи предпочитают женскую озвучку видео мужской.

Все это особенно интересно потому, что демонстрирует привычку современного человека видеть дискриминацию женщин даже в случаях, где женщины оказываются выше мужчин: нам немножко неловко от того, что женские голоса оцениваются выше, и мы не соглашаемся с этим молча: «Ну, пусть будет так» — а пытаемся искать истоки такой оценки в патриархате и стереотипах. Сам я голосовыми помощниками почти не пользуюсь: только немного потестировал Siri и «Алису», но потом понял, что писать текст мне все равно удобнее и привычнее.

Что говорят создатели голосовых помощников
ПРЕСС-СЛУЖБА «ЯНДЕКСА»
Перед тем как запустить «Алису», мы провели большое количество исследований. Например, имя «Алиса» было выбрано неслучайно: оно достаточно редкое, чтобы назвать им популярный продукт, и сильнее других ассоциируется у людей с будущим.
Даже в колл-центрах вас почти всегда встречает женский голос
Мы точно так же с помощью опросов уточнили вопрос — делать голос мужским или женским. Как выяснилось, люди предпочитают, чтобы помощник говорил женским голосом. Неспроста даже в колл-центрах вас почти всегда встречает женский голос. Существуют также многочисленные внешние исследования, которые подтверждают, что женский голос вызывает теплые ассоциации, чувство уюта и защищенности.

Мы хотели, чтобы «Алиса» получилась именно такой, это голосовой помощник, прославившийся своим ярким характером, но в то же время «Алиса» очень понимающая и всегда готова помочь и поддержать.

По материалам: village.ru

	 

		

ОП_344x120.png

344х120.gif

344-120-s.gif

CB_344х120.jpg

eLern_344х120.jpg

intercomm 120х344.jpg

ПП_344х120.jpg

banner_344х120.png